Наши публикации

1

Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в пожилом возрасте (результаты пилотного исследования)

И.А. Басов, аспирант 2 года обучения

Научный руководитель М.А. Фризен, канд. психол. наук, доцент

ФГБОУВО "Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга", г. Петропавловск-Камчатский

Целый ряд ведущих психологов, исследователей и мыслителей (С. Кьеркегор, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл, А. Лэнгле, К. Ясперс, К.А. Абдульханова-Славская, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Сапогова и др.) отводили смыслу жизни ведущую роль, отмечая его доминирующее влияние на различные сферы в жизни человека. Так В. Франкл в книге «Доктор и душа» пишет о том, что поиск человеком смыла является первичным побудительным мотивом [4, с. 242-243], обозначая его изначальным «стремлением определить и выполнить своё предназначение в жизни» [5, с. 18], которое напрямую связывается в логотерапии со свободным выбором человека и неизбежной ответственностью за него.

А. Лэнгле [2] выделяет четыре фундаментальных мотивации:

  • Бытие-в-мире (сама возможность экзистенции, «занимать жизнь как пространство»).
  • Ценность жизни (способность ощущать ценности, «стремление к ценности жизни»).
  • Оправдание Собственного (обнаружение, проживание и воплощение уникальности, «иметь право на свою собственную жизнь»).
  • Данные три «персональные предпосылки» являются необходимы для обнаружения смысла – четвёртой фундаментальной мотивации – Смысла экзистенции. Обнаружение смысла – не просто индифферентная реализация ценностей, пусть и возвышенных, но глубинное внутренне «Да» человека к тому что он переживает; как он действует во внутренних и внешних плоскостях бытия; ради чего он живет, как постигает смысл ситуации.

К. Ясперс [7], ставя в пример философов, отшельников и странствующих мыслителей, показывает, как человек, находя опору в себе, возвышается над миром и приходит к трансцендентальной ясности, сознаёт свое место в целостности бытия. Ясперс считает, что многообразие истории и историчность человека (а значит жизни каждого) подчинено требованию «некого единого» и все, что обладает ценностью и смыслом соотносится с ним. Это единство рождается из значимости людей друг для друга и жизнь людей есть движение к нему, это единство и есть цель, вырастающая из смысла.

Воплощение смысла жизни, решение жизненной задачи человека, Фромм связывал с перманентным выбором между жизнью и смертью, которые он рассматривал не как биологические состояния, «а состояния бытия, отношения к миру» (жизнь как постоянное изменение и рождение, а смерть – прекращение роста, повторение, окостенение). Большинство людей, как указывал Фром, находятся в состоянии «подлинного несчастья», поскольку избегают делать данный выбор, они «…ни живы, ни мертвы, жизнь становится для них бременем, бессмысленнымпредприятием, а деловая активность – средством самозащиты от мучительного пребывания в мире теней» [6, с. 245].

В пожилом возрасте смысл жизни приобретает особую роль, поскольку «серебряный возраст» сопряжен, с решением ряда внутренних, экзистенциальных задач, стоящих перед человеком (таких как переосмысление жизни, принятие позитивного сценария старения, осмысление (прикосновение) к экзистенциальным данностям и др.). Ответ на «вопрос вопросов» напрямую влияет на сколько человек будет способен решить для себя эти задачи и, соответственно, насколько счастливым он будет себя ощущать. Например, Е.Е. Сапогова [3, с. 360-362] указывает обязательным условием сомовоплощения человека, а также критерием его зрелости, смыслонасыщение, смысловое преодоление и добровольное «смыслоуничтожение» (под которым подразумевается отказ от ранее ассимилированного смысла) «доставшихся» жизненных обстоятельств. Так же необходимо отметить, что мы рассматриваем смысл, вслед за рядом исследователей, как основание для счастья, которое порождается открытием и реализацией смысла [см., например 1, с. 504-506].

Исходя из проведенного теоретического анализа литературы, нами были выдвинуты несколько гипотез:

  1. Существующая взаимосвязь между осмысленностью жизни и уровнем субъективного благополучия у пожилых людей сохраняется.
  2. Структура смысложизненных ориентаций и категорий жизненных смыслов различается у людей с различным уровнем субъективного благополучия.
  3. Избегание решения экзистенциальных задач своего возраста, фиксация на смыслах, уводящих от их решения, приводит к низкому уровню субъективного благополучия и ощущения счастья (либо приближающемуся к низкому уровню нормативного спектра шкал).
  4. Обращение пожилого человека к решению экзистенциальных задач своего возраста, принятие установки «Я для мира» (преодоления своего Эго), приводит к высокому уровню субъективного благополучия и ощущения счастья (либо приближающемуся к высокому уровню нормативного спектра шкал).

Для проверки гипотез были выбраны следующие методики, направленные на изучение уровня осмысленности жизни, структуры смысложизненных ориентаций и категории жизненных смыслов, уровня субъективного благополучия личности:

  1. Методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьев;
  2. Методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котляков;
  3. Шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и др., в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина;
  4. Шкала субъективного счастья С. Любомирски, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина;
  5. Методика мини-сочинение «В чем для меня смысл жизни?».

            

             В исследовании приняло участие 30 человек в возрасте от 54 до 70 лет (из них: 13 мужчин и 17 женщин).

             Полученные данные приведены в таблице ниже.

Таблица результатов пилотажного исследованиявзаимосвязи смысла жизни и субъективного благополучия людей пожилого возраста (данные приведены в процентах от общего числа испытуемых).

  Уровень осмысленности жизни Категории жизненных смыслов Шкала субъективного счастья Шкала удовлетворенностью жизнью
Альтруистические Экзистенциальные Гедонистические Самореализации Статусные Коммуникативные Семейные Когнитивные

Высокий уровень /

ведущие категории

23 27 20 7 13 10 30 40 23 57 23
Низкий уровень / игнорируемые категории 13 7 10 50 13 53 7 7 43 17 23

Таким образом, исследование показало, что людям в пожилом возрасте свойственны следующие особенности:

  1. Преобладают следующие категории жизненных смыслов: семейные (у 40% испытуемых), коммуникативные (30%), альтруистические (27%).
  2. Игнорируемыми категориями жизненных смыслов являются: гедонистические (у 50% испытуемых), статусные (53%), когнитивные (43%). Данные результаты (пункт 1,2), как мы полагаем, объясняются тем, что пожилой человек, продуктивно проживающий свой возраст и принимающий старение, «дистанцируется» от себя, перерастает свое эго (падает значимость социальных «рейтингов», «примитивных» удовольствий и др.) и больше внимания (заботы) уделяет миру (не мир для меня, а я для мира), распространяя себя на него, но не в смысле экспансии, а расширения и чувства единства с ним.
  3. Испытуемые с высокой осмысленностью жизни, в подавляющем большинстве случаев, имеют высокую удовлетворенность жизнью и считают себя счастливыми людьми (6 из 7 человек имеющих высокий уровень осмысленности жизни (далее – ОЖ), имеют высокие показатели по шкалам «Шкала субъективного счастья» (далее – ШСС) и «Шкала удовлетворенностью жизнью» (далее – ШУДЖ); один человек с высоким показателем ОЖ имеет нормальный уровень по шкалам ШСС, ШУДЖ).
  4. И напротив, испытуемые с низкой осмысленностью жизни чаще имеют низкую удовлетворенность жизнью и считают себя несчастливыми людьми (3 из 4 человек имеющих низкий уровень ОЖ имеют низкие показатели по шкалам ШСС и ШУДЖ; один человек с низким показателем ОЖ имеет нормальный уровень по шкалам ШСС, ШУДЖ). Кроме того, что полученные данные в пунктах 3,4 убедительно обоснованы в различных теориях и подтверждались целым рядом исследований, мы считаем важным подчеркнуть, что в пожилом возрасте имеется своя специфика этих результатов. Решение задач данного возрастного этапа (таких как переосмысление жизни, принятие позитивного сценария старения, осмысление (прикосновение) к экзистенциальным данностям и др.) со всей необходимостью опирается на способность человека к осмыслению, а их положительное решение дает ощущение счастья и радости.
  5. Если в пожилом возрасте ведущими категориями жизненных смыслов (далее – КЖС) выступают гедонистическая и статусная (на вопрос о смысле жизни от таких людей получены ответы: знать «правильных» людей, иметь много денег, тогда всё будет; хорошенько поотдыхать, быть счастливым; «построить дом, выкопать колодец, посадить дерево, вырастить детей. Всё это не просто так, а внятного ответа у меня нет), то удовлетворенность жизнью и ощущение счастья находятся на низком уровне (трое испытуемых имеющих ведущие КЖС гедонистические и/или статусные показали низкий уровень по шкалам ШСС, ШУДЖ). Мы предполагаем, что это связано с тем, что удовлетворение (реализация) данных смыслов в пожилом возрасте «обременяется» рядом трудностей и требует немалых затрат (физических, психологических и др.). Но главное, данные категории уводят человека от решения экзистенциальных задач данного возраста, что, с разной степенью осознания, приводит к неудовлетворенности.
  6. Ведущие категории жизненных смыслов экзистенциальные и когнитивные «гарантируют» ощущение счастья и удовлетворенность жизнью (13% испытуемых имеющих ведущие КЖС экзистенциальный и когнитивный показали высокий уровень по шкалам ШСС, ШУДЖ). На вопрос о смысле жизни, от людей имеющих ведущие категории жизненных смыслов экзистенциальные и/ или когнитивные, получены такие ответы: познать мир людей, природы, вещей. жить, находя радость в том, что имеешь; вопрос созвучен тому, что вопросу, который задал Пилат: «Что есть истина?». Для меня смысл открылся после того, как я стал верующим, получил ответ от Бога; Смысл жизни – в самой жизни, чтобы ощутить, увидеть, услышать, почувствовать, потрогать, попробовать и т.д. для того, чтобы понять, что такое жизнь?; в самоисследовании, познании и опыте внутреннего и внешнего, единства со всем сущим, близости, любви, самой жизни; смысл жизни – в познании себя и в поиске смыла жизни; постигать мир как творение Божье и видеть в нем красоту, делиться своими познаниями и ощущениями с окружающими.
  7. Люди пожилого возраста с ведущей КЖС когнитивные, так же некоторым образом близки к «гарантии» счастья и удовлетворенности жизнью (3-е из 4-х испытуемых имеющих ведущую КЖС когнитивные: двое из них показали высокий уровень по шкалам ШСС и ШУДЖ, один высокий уровень по шкале ШСС; и показатели по шкалам ШСС и ШУДЖ последнего испытуемого находятся в норме). Мы полагаем, что результаты, представленные в пунктах 6 и 7, объясняются тем, что экзистенциальные и когнитивные категории жизненных смыслов менее других подвержены влиянию внешних обстоятельств (социальных, политических, физического здоровья, материального благополучия и др.), а искренний их приоритет обеспечивает человеку чувство осуществленности, причастности к трансцендентальным ценностям, а значит и чувство удовлетворенности, счастья, возможно, практически при любых жизненных обстоятельствах.

Таким образом, выдвинутые гипотезы получили подтверждение в проведенном исследовании: осмысленность жизни выступает необходимым условием для ощущения счастья в пожилом возрасте и его зрелости; избегание решения экзистенциальных задач приводит к низкому уровня субъективного благополучия, а их решение к ощущению счастья.

Список литературы

  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е издание, дополненное. М.: Смысл, 2007. – 513 с.
  2. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2009. 235 с.
  3. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013. – 767 с.
  4. Франкл В. Доктор и душа. СПБ.: Ювента, 1997. 285 с.
  5. Франкл В. Страдание от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Сибирское университетское издательство, 2015. 96 с.
  6. Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. М.: АСТ: Астрель, 2011. 253 с.
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

 


2

Басов Илья Андреевич,

психолог, КГАСУСЗ «Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Россия, г. Петропавловск-Камчатский

аспирант кафедры теоретической и практической психологии, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга

Осмысление жизненных ценностей в пожилом возрасте

Аннотация

В статье рассматривается ряд экзистенциальных аспектов пожилого возраста: осмысление жизненного пути, ценностей, событий внутреннего мира. Также приводится несколько примеров осмысления жизненных ценностей пожилыми людьми (участниками практических занятий по психологии).

Ключевые слова

Смысл, ценности, экзистенция, старость.

Быть старым — такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать — такая же почтенная функция, как и любая другая, — при условии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всяческой жизни.

Г. Гессе

Холистический взгляд на жизнь, который открывается только для начинающей стареть личности, позволяет проявиться возможности экзистенциального обзора индивидуального бытия, понять ценности и смыслы собственной осуществленности. Данная ситуация «переводит человека на уровень более широких экзистенциальных обобщений, приводя к пониманию сущности жизни как таковой и смене масштаба восприятия собственного «Я» [6, с.722]. «Бытие старым» требует акта большого человеческого мужества, который заключается в «специфической внутренней активности личности, направленной на выстраивание, «обнажение» смыслов, опираясь на «нажитые» ресурсы, поиске символического и экзистенциального содержания своей жизни, нахождении своего места в мироздании» [там же с.723].

Б.Г. Ананьев [1] выделяет в жизненных событиях взрослого человека события среды (в которых человек меняется как бы не по своей воле) и события поведения (когда человек выбирает направление своей жизни). К этой диаде Н.А. Логинова [4] добавляет события внутренней жизни, которая составляет персональную духовную биографию. Как считает Е.Е. Сапогова, «горячие» точки (особые, вневременно сохраненные в эмоциональном опыте, субъективно значимые события) образуют реальное содержание индивидуальной жизни, ее «сухой остаток», поскольку только из них и были извлечены смыслы, ценности и перспективы. Причем «из этих точек личность может многократно и многопланово умножать, варьировать себя, «распаковывать» смысловой континуум своей сущности и убеждаться в своей индивидуальной самобытности» [6, с.712].

Критическую роль и значимость осмысления в жизни человека многократно подчеркивалось многими исследователями, психологами и мыслителями (В. Франкл, А. Адлер, К.Г. Юнг, Дж. Ройс и др.). В частности, Д.А. Леонтьев пишет, что смыл – является высшим интегральным регулятором жизнедеятельности, задает направленность человеческой жизни, меру человечности, является «вершинным» образованием [3, с.487].

В норративном подходе [посмотреть источник] события внутренней жизни человека осмысляются в процессе повествования о себе (автобиографический нарратив). «В этом процессе субъект сам называет,  означивает и придаёт смысл конкретным жизненным эпизодам, которые спроецировались в его личности, сам отвечает за «смысловые сгущения», «средоточия значимости» в точках-фокусах его самоописания» [6, 278].

В вопросе перепросмотра и осмысления своей жизни отдельно следует остановиться на ценностях. А.Л. Лэнгле считает, что вещи и события становятся ценностями, когда «человек соотносится с чувствами и позволяет им на себя воздействовать [5, с. 22]. И далее он пишет «Представляя собой перемены и изменения, жизнь требует, чтобы за ней ухаживали, что приводит к возникновению особой культуры, которую можно понимать как защиту жизненных ценностей и уход (Pflege) за ними» [там же, с.23]. Как нам представляется, «защита жизненных ценностей и уход за ними» заключается, в том числе, в их осмыслении и невозможны без него. Человек, пока длится его жизнь, волен многократно переосмыслять составляющее ее события и ценности, их субъективное наполнение, извлекать и конструировать всё новые и новые смыслы.

Как подчеркивает Е.Е. Сапогова, в «разрабатываемых в рамках экзистенциального и нарративного подходов категориях смысла, выбора, направленности, возможности, осуществимости и др. содержится мощный объяснительный потенциал для понимания того, что составляет скрытый даже от самого субъекта универсальный бытийный фон персонального развития» [6, с.279]. Причем, существенным отличительным признаком этих подходов является внимание не к абстрактному жизненному пути субъекта, а к конкретному «этому-и-такому» человеку, «здесь-и-теперь» проживающему жизнь, что в значительной степени помогает в понимании феномена взрослости.

Рефлексия собственной жизни, осмысление её ценностей взрослым человеком производит смыслы, принуждает смыслы существовать через него, причем человек вполне может наделять онтологическим статусом выдуманное наряду со свершенным, а «растущий объём несвершившихся в жизни фактов устанавливает для субъекта значение тех, что свершились» [6, с.286].

Ниже приводится несколько примеров осмысления жизненных ценностей пожилыми людьми, участниками программы практических занятий «Внутреннее пространство личности», реализованной на базе КГУ «Паратунский дом-интернат». Выбранные ценности рассматривались участниками как смыслополагающие, субъективно ключевые, самые главные в жизни. Полученные результаты были записаны ведущим. Так же отметим, что критически важным является ясное понимание, что при работе экзистенциальной направленности главным выступает сам внутренний мир человека, который примет на себя ответственность за погружение в экзистенциальное измерение и осмысление ценностей [2, с.63].

Любовь. Совенко Елена Львовна.

Я разделяю любовь материнскую и любовь женщины к мужчине, мы будем говорить о втором. К моему первому мужу, с моей стороны, была всепоглощающая любовь, страсть, мне было тогда 18 лет, эти отношения продлились 12 лет. Расстались… потому что любовь прошла, и я пришла к пониманию, что это была не любовь. Со вторым мужем было наоборот, любил он меня и до сих пор любит, с моей стороны я испытывала скорее уважение, благодарность за заботу. У меня был ребёнок от первого брака, дочь, которая называла его отцом. Потом со мной случился инсульт и муж стал много пить, мы расстались…  Как я вижу любовь сейчас и что это для меня. Я уверена, что до любви нужно дорасти, это не то, что возникает как вспышка, это не влюблённость и страсть, это нужно «заработать». В любви может присутствовать страсть, но она не является основой. Возникает необходимость видеть перспективу в отношениях, чувствовать, что человек надёжный, что не предаст и будет опорой и это взаимная обязанность, важно, чтобы это чувство стало одним на двоих. Зрелая любовь – это реальная готовность двух людей преодолевать трудности, не на уровне слов, а на уровне дела, уверенность в том, что другой не «пасанёт».

Сейчас, в преддверии новых отношений, мне страшно, страшно довериться человеку, страшно быть обманутой и брошенной. Страшно столкнуться с незрелостью другого мужчины.

Самое важно в отношениях, это определиться для себя с вопросом зачем, какой мне смыл их строить, тогда всё встанет на места. Я пришла к простым ценностям жизни, хотя многие люди пропускают их мимо себя, а мой выбор их видеть и благодарить жизнь за то, что подарила мне эту возможность. Что это за ценности? Просто держаться за руки, смотреть, как ветер играет в макушках деревьев, пройтись по осенним дорожкам… просто быть вместе.

Душевное тепло. Воронова Галина Геннадьевна

Ключевым в жизни является отношение к другому человеку, нужно уметь почувствовать другого, не просто поддакнуть, например, при беседе, а именно прочувствовать, разделить боль или радость другого, не обязательно настаивать или давать советы, а именно встретиться с ним, погрузиться в мир человека, который в данный момент рядом.

Важно уметь пропустить мимо мелочные передряги и склоки, но сохранить внутри человеческое отношение к другому. Сейчас мои соседки по комнате частенько ругаются, мне жаль их, когда их внутренний эгоист в таком почтенном возрасте превращает отношения в детскую, подчас злобную, перебранку. Но проявляю к ним терпение и стараюсь помочь. «Вы можете со мной не соглашаться, но выслушайте», говорю я им. Теперь одна из них мне улыбается, и стала почти «родной» сестрой.

Вообще я сторонница открытого разговора, чтобы не держать обиды внутри. Очень нужно быть внимательной к своим чувствам и не выражать их в «проклятиях», в крайнем негативе. Была у меня в жизни история, когда я сказала одной женщине в сердцах «чтоб тебя перекосило!», а на утро её увезли в больницу. Мне мать сказала: «Галька, ты так больше не говори! Следи за своими словами».

Зато и внутренняя искренность в хорошем работает так же сильно, особенно в молитвах, когда всем сердцем у Бога просишь: «Господи, помоги!». Всегда работает.

В заключение отметим, социум нуждается в позитивно осмысленном концепте старости, включающем в себя итоговое осмысление и наполнение ценностей, поскольку позволяет и даже принуждает людей корректировать жизненные стратегии, трансформировать ценности и смысложизненные ориентации.

Библиография:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2-х тт. - Т. I. – М.: Педагогика, 1980. – С. 16-178.
  2. Басов И.А., Опанасенко А.А. Экзистенциальное измерение учебно-воспитательного процесса как базиса духовно-нравственного воспитания // Традиции, задачи и перспективы развития педагогической науки / Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: Образовательный центр «INCEPTUM», 2015. – С. 61-63.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е издание, дополненное. М.: Смысл, 2007. – 513 с.
  4. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой.  - М.: Наука, 1978. - С. 156-172.
  5. Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2014. – 128 с.
  6. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013. – 767 с.

 


3

Басов Илья Андреевич,

психолог, КГАСУСЗ «Паратунский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Россия, г. Петропавловск-Камчатский

Основы программы психологического сопровождения проживания престарелых и инвалидов в доме-интернате на основе экзистенциального подхода

Аннотация

В статье ставится задача рассмотрения основ построения и содержания организации психологического сопровождения проживания престарелых и инвалидов в доме-интернате. Основной акцент делается на экзистенциальное измерение данного процесса как незаменимой фундаментальности.

Ключевые слова

Экзистенция, экзистенциальный подход, психологическое сопровождение.

Без доступа к собственной изначальной затронутости не может возникнуть та «правильная деятельность души», которая ведёт к «правильному предпочтению».

Альфрид Лэнгле

Актуальность

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов играют большую роль в системе  социальной защиты. В этих учреждениях получают уход и полное содержание люди, которые из-за преклонного возраста, болезни, семейных или иных обстоятельств не в состоянии сами обслуживать себя. В самом названии учреждения фигурирует слово «дом». Этим подчеркивается, что здесь обеспечивается не только материальная сторона жизни попавших сюда людей, а дома престарелых служат еще и той благородной цели, что эти люди обретают здесь дом, любовь и заботу.

Период старости, ровно, как и любой период жизни, можно рассматривать с разных ракурсов, однако данная множественность не должна уводить от фундаментального, сущностного в человеке, которое в данный период откладывать просто некуда. На решение экзистенциальных проблем (самосожаление, экзистенциальная вина, погружение в «подлиное», одиночество, близость смерти, депрессия и т.д.), помощь в осмыслении и суммировании опыта прожитых лет, прикосновении к трансцендентному – вот то основное, чему должна быть посвящена работа психолога.

Экзистенциальное измерение

Ключевым аспектом, базисом программы и внутренним смысловым наполнением является экзистенциальное измерение, без которого коэффициент полезного действия всей работы резко падает, какой бы внешне привлекательной она не выглядела. Сама по себе методология не даёт глубинного эффекта, если в ней отсутствует экзистенциальный компонент. Она будет иметь «настоящий» смысл, если будет пронизана экзистенцией, потому что это главное.

Экзистенциальная психология позволяет помочь человеку обернуться к себе, своим переживаниям, чувствам, опыту, но сделать это согревающе, эмпатично, динамизируя заблокированные чувства. Она помогает понять и прожить глубинное, самое важное. Экзистенциальная позиция – это позиция осознавания проблем, проникновения вглубь, обнаружения нечто нового и выражения смыслов сложившейся ситуации. Эти экзистенциальные поиски и есть «твердая почва для дальнейшего развития» (Р. Мэй). Так и отношение к человеку в экзистенциализме – как к автору своей жизни, осознающему свои проблемы, принимающему участие в отношениях, конструирующему свой мир, осуществляющему себя.

Если мы посмотрим на жизнь с экзистенциальной точки зрения, а не с позиции биологии, медицины или теории эволюции, то окажется, что жизнь – это всегда движение и изменение. Посредством движение и изменения жизнь вводит нас в «отношения с Бытием-здесь». Истоки негативного отношения к жизни и себе – дефицит или утрата ценностей и, как следствие, ослабление отношений с жизнью.

Необходимо обратиться к тому, что мы обычно переживаем в качестве ценного (например, природа, прогулка, покой, встреча с каким-либо человеком, еда, сон). В ситуации дома престарелых мы должны обратиться прежде всего к простым ценностям. Но помимо этого, должно присутствовать обращение к тому, что причинило нам боль, или к тому, чего у нас никогда не было, или что мы утратили. И этой активности достаточно. Поскольку именно на фоне отказа от претензий на достижения негативные состояния, например – беспомощность, становятся прежде всего спокойствием. В результате человек может позволить себе скромно оставить всё как есть, принять и благодаря этому прийти к новому опыту в отношении ценности жизни.

Сотрудничество с православной церковью

Признавая значимость всех мировых религий и вариативность духовных поисков, в работе программы делается акцент на православии, в силу социально-культурных традиций, географии, а главное близости внутреннего содержания. Идеи, постулаты и смыслы экзистенциальной психологии теснейшим образом перекликаются с религией, поскольку обращаются к трансцендентальному по отношению к человеку («Есть нечто внутри меня, кто больше, чем моё я» - святой Августин). Конечно, сама специфика психологической работы с получателями услуг в таких организациях требует обращения к высшему в человеке, поэтому с духовными лицами православной церкви необходимо организовать сотрудничество для помощи в решении экзистенциальных проблем пожилых и инвалидов.

Основные положения программы

  1. Система психологического обеспечения  отражает содержание запроса, задачи работы дома интерната. Психологическое сопровождение (ПС) является неэффективным, если оно дублирует работу других служб во всех их проявлениях, не отвечая интересам престарелых и инвалидов.
  2. Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности).
  3. ПС ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики и консультирования всех участников. Виды деятельности, составляющие программу ПС, имеют выраженный практико-ориентированный характер.
  4. Аксиома ПС: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия.
  5. Направленность на поддержку собственной созидательной активности получателей услуг, их способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи возрастного этапа и социальной ситуации.
  6. Феноменологический подход к видению человека и взаимодействию с ним.

Исходя из вышеизложенного и учетом основных положений ПС, данная программа ставит перед собой цель – содействие созданию, поддержанию и развитию фундаментальных условий экзестенции. И реализует следующее экзистенциальное задание – помочь прийти от простого существования к подлинной жизни. Данная помощь заключается в проработке следующих предпосылок (по А.Лэнгле):

  • отношения с другими людьми (вещами);
  • время (уделить время себе, вернуться к истоку – месту углубленных отношений с самим собой, дарующих нам силу);
  • близость (к другим, к ценностям, к жизни как таковой).

Конкретное наполнение программы

В соответствии с целью и экзистенциальным заданием, программа включает в себя следующую работу:

  1. Работа групп(ы) встреч (психологическая взаимоподдержка, выход на экзистенциальное измерение жизни).
  2. Просветительско-профилактические лектории и беседы для получателей услуг (примеры тем: «Преклонный возраст – новый рассвет», «Многогранность Жизни как доступные ценности»).
  3. Тренинги и семинары для работников дома-интерната по экзистенциальной проблематике (примеры тем: «Внутренняя эмпатия как основа нового восприятия», «Феноменологический подход при работе с престарелыми и инвалидами»).
  4. Социальное анкетирование и индивидуальная диагностика по запросам.
  5. Индивидуальные консультации и профилактические беседы (способствовать в восстановлении отношения с жизнью и витальности, через печаль и опыт радости помочь человеку войти в ощутимый контакт с жизнью).
  6. Содействие в создании комфортной психологической обстановки в доме-интернате и помощь в урегулировании конфликтных ситуаций.
  7. Участие в организации и проведении мероприятий.

 

Список литературы:

  1. Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2014. – 128с.
  2. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. СПб: 2000. С. 245-254
  3. Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 350 с.
  4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. – 288 с.

1

Аннотация

Многообразие линий развития, широкая вариативность самоосуществления человека в позднем возрасте требует особого инструментария и методологической основы, которой может служить экзистенциальная психология. В пожилом возрасте и старости человек с необходимостью обращается внутрь себя, осмысляя в целостности пройденный путь, открывая новые горизонты и те смыслы, что открываются не столько ментально, сколько сердцем, душой. В сборнике рассматривается актуальность экзистенциального подхода в психологическом сопровождении людей в позднем возрасте; раскрывается экзистенциально-психологическое содержание и экзистенциальные задачи данного возрастного этапа, «кризиса старения», а так же взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия; представлена программа психологического сопровождение проживания престарелых и инвалидов в доме-интернате на основе экзистенциального подхода, и программа коррекционно-развивающих занятий «Новые горизонты старости».

Учебно-методическое пособие адресовано студентам, изучающим психологию, преподавателям, психологам-практикам работающим с пожилыми и старыми людьми, а также широкому кругу читателей интересующимся вопросами экзистенциальной психологии.